«А мать твоя знает, на ком её гобелен?», или Нервный Гамлет.

Ну-с, как можно было догадаться по заголовку, ваша покорная Хозяйка наконец исполнила то, чем грозилась ещё после Дориана Грея: сходила на «Гамлета» в Театр Ермоловой.

Само по себе это, как факт, не столь уж информативно, а для того, чтобы давать миру качественную театральную критику следует быть качественным театральным критиком. Впрочем, как завещал нам Оскар Уайльд, критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного; посему попытаемся внести разумное, доброе и вечное в форме более или менее познавательного выражения всего, что наболело под влиянием искусства.

Да, это было длинно и велеречиво.
Да, я на секунду создала впечатление совершенно нормального человека, а не бездуховного упыря.

Не обманывайтесь, сейчас начну вещать в прежнем режиме.

Для начала я просто-таки обязана упомянуть один ресурс, о котором вы наверняка знаете: Arzamas.Academy. Товарищи достойнейшим образом ведут культурно-просветительскую работу среди населения интернетов, и нынче у них в активе имеется дивный цикл лекций о Вильяме нашем Шекспире. Крайне рекомендую их к ознакомлению, даже если вы не так уж и интересуетесь этим товарищем; язык, подача и общая насыщенность информацией на этом ресурсе чрезвычайно хороши.

В принципе, если вы шли сюда за действительно полезной информацией, абзацем выше она и заканчивается. Далее в игру вступает мой внутренний гопник и его субъективное мнение.

Добрый питерский Йож: Как ты думаешь, можно сдать в гардероб сумку и парадную форму?..
Док: Не знаю, щас почитаем правила посещения… «по требованию сотрудников службы охраны [зрители обязаны] сдать на хранение колюще-режущие предметы, оружие, средства самообороны».
Йож: …то есть, меня.
Док, чувствуя пробуждение внутреннего гопника: «Запрещено входить в театр с продуктами питания и напитками»… Решено, ЖРЁМ МАМИН ПИРОГ НА ВХОДЕ!
Йож: НАГЛО!
Док: НА ГЛАЗАХ У ИНТЕЛЛИГЕНТНЫХ БИЛЕТЕРОВ! Так… «проходить в театр в рабочей или грязной одежде»…
Йож: …то есть, В ФОРМЕ.
Док: «Вход в театр с животными запрещен»!
Йож: ТО ЕСТЬ, СО МНОЙ!
Минутка истерического хохота.
Док: Так, то есть, я завтра звоню в Ермоловский с вопросом, можно ли сдать им в гардероб твою сумку…
Йож: …и пройти с крупногабаритным животным в форме…
Док: …являющимся средством самозащиты!

Забегая вперёд: богические бабульки в гардеробе всё так же богичны, сумки и формы охотно берут на хранение. Ну а то, что правила посещения писались в состоянии нарастающего гнева, очень заметно: к одиннадцатому пункту начинает теряться согласование в предложениях.

Я очень понимаю автора.

Мнения людей, которых я знаю и/или читаю, в отношении этой постановки резко разнятся. Кто-то хвалит, кто-то ругает, кто-то говорит, что как-то оно слишком осовремененно. И если похвала или ругань — понятия, привязанные к личному взгляду, то по поводу «осовремененности» этой версии Гамлета могу сказать точно: врут.

Ну, лукавят, по крайней мере.

Перевод, в котором с нами говорил Шекспир, в данном случае действительно более современный, чем вариации Лозинского или Пастернака. Перевод Андрея Чернова датируется 2002 годом, и все мелочи, которые в более ранних переложениях Шекспира были несколько сглажены, тут ощущаются острее. Что отрадно, в Ермоловском по-прежнему не врут текст; последним, увы, на моей памяти грешил Ленком. Здесь есть сокращения трагедии с трёх актов до двух, есть допуски и небольшие отступления, но все они — по делу.

Здесь стоит подметить ещё одну вещь, которую делают у Ермоловой. Моя спутница вполголоса недоумевала тому, что в фойе отчего-то играли волынки — негромко, ровно так, чтобы почувствовать звук. Разгадка оказалась проста: «Гамлет» начинается уже там. У постановки есть свои плюсы и свои минусы, но у неё не отнять узнаваемый дух. Это как с грамотно продвигаемым брэндом, у которого есть не только фирменные цвета и логотип, но и свой звук и аромат.

Ермоловский «Гамлет» — это волынки, гобелены… и невроз.

В каком-то из интервью Олег Евгеньевич Меньшиков говорил, что позвал Александра Петрова в свой театр из-за того, что разглядел в нём забытый образ героя-неврастеника. Можно как угодно относиться к игре Петрова, хвалить её, ругать её — но именно в этом образе он вполне органичен. Я могу понять, чем его версия принца Датского не нравилась ценителям классической постановки: тут нет того заледеневшего в своём горе принца, к которому мы привыкли. Гамлет ЖИВОЙ, и само по себе это, как идея, действительно интересное решение. Возможно, я так позитивно и отнеслась к его прочтению именно из-за того, что она не типична.

Сама постановка… ровная. То есть, вы понимаете, полное ощущение того, что вы просто прочли пьесу с иллюстрациями, а герои достаточно живо говорили внутри вашей головы. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то умирал, что называется, позёвывая. Ход с тем, что — внимание, спойлер к постановке! — поединка Лаэрта и Гамлета нам не показывают, я считаю, как минимум, спорным, притом, что подобное решение с пьесой бродячих актёров, напротив, смотрится очень органично. Отлично смотрится Офелия: тут та же ситуация, что и с Гамлетом. Это всё очень молодые люди, живые люди, пусть и из тёмного Средневековья. Нам выпала версия с Лаэртом в исполнении Сергея Кемпо, о котором я уже писала в отчёте о просмотре “Портрета Дориана Грея”, и он тоже на своём месте, как и все подтексты, которые в данном прочтении появились у персонажа.

У меня есть вопросы к Гертруде в данном составе, у меня есть вопросы к Полонию и Гильденстерну… и, если оценивать спектакль именно по вот такому общему, усреднённому взгляду, она практически не вызывает эмоций. Ergo, рейтинг 12+ и масса школьников в зале, которые, увы, сильно портят впечатление.

Йож: Смотри. Там реальные гопники.
Док: Да здесь каждый второй знает Руса.
Йож: Лично.

Но есть три момента, которые позволяют получить от просмотра настоящее удовольствие, невзирая на шушукающихся старшеклассников или «провисания» во взаимодействиях персонажей.

Во-первых, это шекспировский юмор.

В начале записи я уже отправляла вас к Арзамасу, и там очень хорошо подчёркивают одну особенность пьес Шекспира. Он прекрасно понимал, что тяжеловесную драму «высидят» не все. Отсюда и бродячие актёры, и переругвающиеся могильщики, и диалоги о верблюде и горностае. «Гамлет» — трагедия, да, этого никто не отрицает, но она тем глубже и отчасти истеричнее смотрится на фоне того, что ты периодически хохочешь в голос.

Труппа в Ермоловском не такая большая, потому некоторые актёры задействованы в одной и той же пьесе на нескольких ролях. Уже знакомый тем, кто меня читает, Антон Колесников так запал в душу Йожу, что она рвалась к служебному входу, чтобы отдать ему аутентичную питерскую шоколадку. Поверьте, его могильщика действительно надо видеть. Именно за этот уровень сарказма мы любим британский стэнд-ап и Шекспира.

Второе — это музыка. Я сама не верю, что это пишу, но — да, Гамлет и музыка. Мне так безумно понравилось живое многоголосье и вариации народных шотландских песен, что я бы, честно сказать, сходила послушать их в отрыве от спектакля. Что особенно отрадно, оркестр и вокалисты не перетягивают на себя внимание, маяча среди гобеленов, и оттого их музыка кажется чем-то, что уже изначально вживлено в структуру спектакля. Очень… медитативно.

Третьего не ждал никто из нас. Возможно, я открываю секрет Полишенеля, но в этой версии «Гамлета» совершеннейшая драгоценность — Клавдий. Борис Миронов играет так, что Клавдия начинаешь жалеть. Обычно его монолог о терзаниях виной в постановках»опускают», не давая нам услышать все противоречия внутри персонажа, но тут Клавдию дают слово, и не зря. Он — пожалуй, самый человечный в Эльсиноре, он дышит, он настолько настоящий, что оторопь берёт.

Сами можете понять, экий винегрет мы получаем на выходе. С одной стороны — ровненькая классика, в чём-то чуть скучноватая; с другой — общая атмосфера и яркие вспышки живых характеров (вы бы видели, какая «химия» у Лаэрта и Клавдия, когда они в одной сцене!); с третьей — некоторые заметные недочёты… Но — жалею ли я о том, что сходила? Нет.

В качестве послесловия стоит отметить тот факт, за который лично я прощаю Саше Петрову любые огрехи. Он ещё молод, внимателен к людям и благодарен. Надеюсь, это не свойство возраста, а именно особенность характера. Это тот человек, который, уже уходя от поджидавших его фанатов, на оклик: «Александр! А эту хрень [спойлер, сами понимаете] заклинило, или это было так задумано?» радостно ржёт и лукаво говорит: «А вот теперь гадайте!»

Смысл гадать? Я лучше как-нибудь ещё схожу.

Фото в записи не загружены на сайт — это ссылки на кадры со страницы Ермоловского театра; там есть, что ещё посмотреть.))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *